на примере традиционного Китая В культурологии «культуру» и «цивилизацию» нередко отождествляют. Между тем, разведение этих понятий позволяет более чётко уяснить суть соотношения Востока (в нашем случае традиционного Китая) и Запада. Но сначала укажем, что Восток вовсе не географическое понятие, а особое пространство сознания, отличное от мировоззрения Запада и России. Это – первоначало, детство всего человечества,
иньскоеначало. Восток укоренён своей культурой, главная суть которой – духовность. Восток изначален, он всегда «в себе». В отличие от него, Запад, создавший техноцивилизацию с её акцентом на внешнем (
янском) материальном начале, вторичен.
Это два разных варианта развития, выступающие как антиподы, прежде всего, по экологическим параметрам. Природа для Востока – Учитель, для Запада она – мастерская, а человек в ней – работник.
Восточное благоговение перед природой противостоит программе её покорения как ведущему тезису мировоззрения Запада. Здесь государство скрепляется общественным договором между людьми, в основе которого лежат их экономические интересы, порождающие рознь и противоречия. В свою очередь социум Востока вписывается в вертикаль космического природного организма как его продолжение, а сакральный институт государства воспринимается как гармоничное средство, направленное на защиту жизни подданных.
Нацеленный на преодоление всякого рода конфликтов, институт государства согласно традиционным конфуцианским представлениям был подарен людям культурными героями древности, а значит, это средство должно отвечать благим целям правления и гармонии на космическом уровне.
Знаменательна мотивация появления государства, запечатлённая в трактате
Ли цзи: этот институт оказался востребованным, когда закончился «золотой век» и катастрофически возросла численность населения. Возникло прежде неизвестное противостояние сильных и слабых, здоровых и увечных, зажиточных и бедных. Те, кто имели защиту в лице своих сородичей, стали притеснять одиноких. Тогда-то – чтобы преодолеть хаос и обустроить жизнь каждого человека – стал востребован институт государства. Посредством государства гармония нисходила на каждого жителя Поднебесной. Его интересы органично совпадали с интересами государства, созданного по замыслу на благо человека. В таком обществе-государстве легко гасились всякого рода конфликты, не было места зависти. В «прозрачной» структуре этого жизнеспособного организма древних, сознательно сотворённого по подобию природы, органично взращивалось разнообразие занятий каждого.
Объединение массы людей в структуре государства способствовало экономии их жизненной энергии. Государство строилось на основе принципа совершенства и воплощало собой живой организм, нацеленный на взаимовыгодный обмен энергией между всеми членами общества. В идеале каждый подданный мог обрести свою, только ему присущую экологическую нишу с тем, чтобы реализовывать себя и тем самым наилучшим образом раскрыть свои способности на общее благо. При этом общество, целесообразно используя природный энергетический ресурс, способствовало «исчерпанию талантов» подданных.
Как известно, славу и известность китайской культуре принесла глубокая приверженность древней традиции, по-новому осмысленной в средневековье. Итогом этого стало учение «об управлении миром (государством) и вспомоществовании народу» (
цзин ши цзи минь) в русле традиционных представлений о единстве интересов сына Неба и подданных. Бином
цзин цзи на языке традиционного Китая был близок к современному понятию «политика». Восточной (в данном случае китайской) культуре было присуще представление о политике как искусстве природосообразного следования принципу золотой середины с учётом расстановки сил в стране. Учение об управлении, восходившее к глубокой мудрости, выступало как послание предков грядущим поколениям о том, что человек одно из существ, рождённых природой для достижения её цели, проявления и сотворения жизни. Первая часть бинома –
цзин («канон») означала дословно понятие «основа-уто́к», своего рода пятиместный крест. Сын Неба, как космический ткач, предоставлял Поднебесной «основу-уток» как устои действия, и тем самым вплетал в ткань жизни нити всех явлений, вечно творя, разматывая клубок бытия, стремясь к равновесию.
В системе этих древних представлений мудрец, а в дальнейшем – правитель как космический ткач, символизировал переплетение всех «вещей» и действий, взаимодействие причины и следствия, он прокладывал единый путь через энергетическую ткань природы, истории и индивидуальных жизней. В учении
цзин цзи, транслирующем древнее знание, крест выступал символом жизни как гармонического единения мужского и женского начал, знания и действия, времени и пространства, разъединение которых грозило смертью на физическом плане.
С другой стороны «основа-уток» в руках мудреца был средством единения его мира с миром природы, мира зримого (и очевидного) с незримым, но реально существующим. Творчество мудрецов, способных читать книгу природы и переводить тайну жизни на язык межличностного общения, было призвано служить примером вдохновения для правителя.
Пустившее корни в глубокий пласт наследия древних, учение об управлении исходило из представления о высокой миссии сына Неба, должного время от времени возрождать гармонию в государственном организме, а политический процесс трактовался как результат целесообразной деятельности правителя, заданной Небесами и великими предками.
В основу управления был положен тезис о характере творчества жизни, как подключения к космической эволюции. Её носителем выступал правитель-мудрец. Тезис древних – «начало жизни положено Небом, а поддерживает её человек», – был проецирован и на государство. Великая миссия благородного мужа, удостоенного быть сыном Неба, состояла во «взращивании жизни». Сам правитель, выявляя космическую благодать в самом себе и своих подданных, поддерживал тем самым жизнь в Поднебесной.
Чтобы гармонизировать взаимодействие с природой и межличностное общение в социуме, правитель должен был совершенствовать прежде всего себя и задавать нормы нравственности подданным. Для этого согласно
Шу цзину требовалось, чтобы его облик был достойным, речь покоряла людей, духовное зрение было острым, духовный слух – тонким, мышление – проницательным. В этом пятиместном кресте пять аспектов служения-совершенствования и благодати мудреца гармонично соотносятся с пятью первоэлементами: 1) облик–гуманность–дерево; 2) речь–долг–металл; 3) мышление–ритуал–огонь; 4) зрение–доверие–вода; 5) слух–разумность–почва.
В реальной жизни монархи, как известно, не всегда были столь совершенны, как им предписывалось традицией. Чтобы восполнить добродетели сына Небес, в традиционной мысли был предусмотрен институт конфуцианских советников. Следование искусству пресечения хаоса и достижения согласия в государстве обеспечивалось в традиционной Китае путём постоянного воспроизводства носителей учения
цзин цзи, усвоивших его в рамках экзаменационной системы.
В контексте семейной этики, распространённой на социум, в общении сына Небес с чиновниками, его любимыми старшими сыновьями (в отличие от неразумных детей – простого народа) достигался необходимый баланс, позволявший каждой стороне вносить свой вклад в политическую жизнь Срединной империи. Если сановники при дворе в своём высоком служении уподоблялись зеркалу, чтобы успешно выправить изъяны правителя, то чиновники на местах как «уши» и «глаза» правителя стремились воздействовать на императора своей речью, запечатлённой в уникальном институте средневекового Китая – докладе трону.
Синтезируя накопленное предками знание, докладчик сообщал о достоинствах, а главное, о промахах правления, развивал полезное для государства и народа. В докладах – этом кладезе услышанного и увиденного, выражалось индивидуальное творчество их подателей, вплетавших свою неповторимую нить в гармоничный узор политики Поднебесной.
Сведения о положении дел в стране впоследствии переплавлялись в императорский указ – своего рода речь Сына Небес. А она, обращённая к подданным, служила важнейшим средством гармонизации социума. Пока не иссякал этот поток информации, переносивший жизненный поток энергии, снизу-вверх и наоборот, гармонично общались различные уровни власти, а постоянно обновляемый организм социума имел потенции развития.
Творцами подобных докладов были и представители конфуцианской элиты XI в. Подобно всем «талантам, [разумевшим]
цзин цзи», они традиционно помышляли о благе страны и народа. Именно эти идеалы и побуждали их вести борьбу за реформы (
гайгэ), что буквально означало «смену кожи». Речь шла о том, что институты, как всякая материя, со временем отходят на профанном уровне от первоначального замысла предков и потому требуется их своевременная коррекция.
В условиях средневекового Китая государственная организация складывалась по древним образцам. Основой этой системы служил тезис
конфуцианства, гласивший, что
благородный муж должен возвышаться, а низкий, недостойный – умаляться. Предполагалось, что членение общества на верхи и низы справедливо, если соблюдён критерий совершенства. Недаром в основе иерархии был положен нравственный принцип: на самом верху социальной пирамиды находился сын Неба, ставший им за свои добродетели, далее шли благородные (
гуй), а большинство подданных рассматривалось как «добрый» и «низкий» люд.
Согласно традиции государственный аппарат как средство управления рассматривался продолжением личности монарха. Тем самым личностные функции сына Неба – его телесная зримость (внешний облик), речь, слух, зрение и мышление – посредством государственного аппарата рассредоточивались в социальном пространстве, воплощая коммуникативную способность правителя налаживать гармоничное общение с Небом и подданными. Этому служила структура трёх палат, составляющих единый организм и дополняющих друг друга. Показательно, что в качестве исходного принципа эта структура была основана на триедином космическом генотипе
«трёх постоянств» (Небо – Земля – Человек). Известно, что по этому принципу в Китае издавна строилась как властная вертикаль (центр – провинция – уезд), так и горизонталь (власть в древние времена делилась между тремя высшими сановниками–гунами). Троичная, устойчивая как треугольная пирамида, система трёх палат позволяла гармонизировать отношения в обществе и предотвращала опасную концентрацию власти в руках какого-либо одного звена. Император должен был лишь регулировать их общение (порой успешно противопоставляя палаты друг другу), чтобы контролировать и держать всю систему в равновесии. В этом, в частности, проявлялась государственная мудрость, обусловленная характером всей китайской культуры, – добиться успеха в деле управления можно было лишь стремясь к гармонии между целью и средством, постоянно гармонизируя отношения между институтами. Процедура функционирования государственного аппарата (нацеленная на выработку целесообразной политики) проходила несколько этапов, предусматривая рассмотрение любой проблемы с «трёх сторон».
Так например указы правителя как речь, обращённая к подданным, составлялись на основе информации, поступавшей в докладах с мест. Для их первичного рассмотрения они направлялись в Государственный Совет, выполнявший совещательную функцию. Далее сведения, изложенные в докладах, проверялись в Секретариате Двора и лишь затем, после длительной дискуссии, Государственная канцелярия накладывала свою окончательную резолюцию. Если мнения Секретариата Двора и Государственной канцелярии расходились, в дело вмешивался сам император. Цикл выработки указа и его шлифовка общими усилиями замыкался на Государственном Совете, куда он поступал для исполнения уже в окончательной редакции.
Исполнительная функция Совета реализовывалась через шесть традиционных ведомств, сохранившихся впоследствии на протяжении многих веков. Понятие «шесть» в данном случае подразумевало в китайской традиции «шесть хранилищ» (
лю фу), откуда мудрец (а затем правитель), совершающий подвиг по «взращиванию жизни», черпал энергию. В число «шесть» входило шесть позиций. Первая из них была «зерно» как вместилище космического духа и источник вечной энергии. На профанном уровне ему соответствовало ведомство ритуала, который пронизывал все стороны жизни средневекового общества и имел внутренний и внешний аспекты. Это ведомство следило за соблюдением обрядов, нравственностью подданных, их образованием, деятельностью религиозных организаций. В его функции входили не только организация приёма иностранных послов и направление посольств в сопредельные страны, но и надзор над остальными пятью ведомствами. Пять позиций в «шестёрке», вслед за «зерном», означали пять первоэлементов или пять аспектов движения духа (
у син). В этих соотношениях все числовые структуры перетекали друг в друга, являя собой различные стороны единого целого. В обязанности Ведомства чиновников входил контроль над их назначением и увольнением, своевременным перемещением по должности и награждением. Финансовое ведомство вело учёт податных и наделов, упорядочивало обложение налогами. Военное – занималось военными чинами, войском, охраной границ, организовывало жизнь военных поселений на окраинах империи. Ведомству наказаний были подчинены суды, тюрьмы, судопроизводство. Ведомство общественных работ определяло характер трудовых повинностей, было ответственно за проведение работ по строительству, устройство дорог, перевозок, обеспечивало функционирование ирригационной системы. Специально отметим, что в этой «шестёрке» скрыта «пятерица», ибо ведомства военное и наказаний воплощали одну и ту же функцию принуждения, направленную как вовнутрь, на собственный народ Срединной империи, так и вовне, на потенциального внешнего врага. Таким образом в структуре шести ведомств также был реализован принцип гармонии. В заключение упомянем, что доктрина государства предусматривала систему средств гармонизации социума на всех уровнях.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 1 / Редколл.: Кобзев А.И. и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2014. – 594 стр. – (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 14 / Редколл.: А.И. Кобзев и др.). С. 51-56.